Шампанское Крыма

Крым; История Крыма; 

В Крыму бытует легенда о том, что шампанское якобы изобрела женщина:

Однажды жена виноградаря стала замечать, что стареет. Муж все меньше обращал на нее внимание, заглядывался на молоденьких девушек. С горя она решила отравиться и полезла в подвал, где на стеллажах стояли бутыли, наполненные перебродившим виноградным соком. Несчастная женщина была уверена, что этот продукт убийственно ядовит. После того как она отважилась проглотить «отраву», у нее внезапно поднялось настроение, порозовели щечки, кожа сделалась гладкой и упругой. Муж стал с интересом смотреть на помолодевшую супругу. И тогда мужчины поняли, что шампанское -лучший подарок женщине...

Приводятся и другие не менее интересные версии происхождения шампанского. Первая из них: своей известностью игристые вина из Шампани обязаны не выдуманному легендарному монаху Дому Периньону, а французским вдовам.
В 1805 году двадцативосьмилетняя француженка Николь Клико-Понсарден получила в управление предприятие покойного супруга. И неожиданно нашла себя в сугубо мужской сфере - производстве вин.
Мадам Клико приписывают авторство нескольких технологических операций, значительно усовершенствовавших качество вина. По ее предложению бутылки с виноматериалом стали ставить на специальные пюпитры, постепенно переводящиеся из горизонтального положения в вертикальное. В результате осадок медленно сползает по стенкам бутылки вниз и через три-пять недель оказывается на пробке.
Операция эта получила название «ремюаж».В первой половине XIX века фирма-производитель вина или, как говорят в Шампани, дом - «Вэв-Клико-Понсарден» поставляла в Санкт-Петербург более десяти тысяч бутылок шампанского «на пробу сановным особам и негоциантам».
И вскоре шампанское стало вином «обычным в быту русского общества». Как писал Пушкин:
Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено...
Во время французской революции аббатство Отвильер. где,согласно легенде. Дом Периньон осуществлял первые опыты производства шампанского,было разрушено. В 1822 году принадлежащий аббатству земельный участок с остатками строений купил граф Пьер-Габриэль Шандон де Бриай,супруг дочери богатого торговца вином Моэта. В овеянном легендой месте предприимчивый винодел и его родовитый зять приняли решение о создании совместного предприятия -фирмы «Моет and Сапйоп».
Совладельцы скупили лучшие виноградники Шампани и наладили выпуск шампанского.
Среди деятельных любителей шампанского нельзя не упомянуть вдову Поммери. В 1858 году она «направила стопы» по проторенной мадам Клико дорожке, но обратила свой взор не на российский рынок. Произведенному ее компанией шампанскому суждено было покорить строптивые сердца английских пэров и сэров.
Интересные изюминки привнесла в технологию приготовления шампанского мадам Боллинже. Сегодня компания «Боллинже» является одним из лидеров среди компаний-производителей искристых вин.
С каждым годом женщины все чаще и смелее бросали вызов общественному мнению во имя популяризации искристого вина. Достойный тому пример - Камила Редерер. Неожиданно для этой дамы ее имя тесно вплелось в узоры истории крымского виноделия. В 1834 году купец Крич сбывал по всей России шампанское собственного производства под маркой «Редерер». Виноградники предприимчивого купца находились в Ай-Савской долине Крыма, а подвалы - на месте нынешнего винцеха совхоза-завода «Судак» НПАО «Массандра». Предприятие Крича существовало почти двадцать лет. А потом... Потом французская фирма возбудила иск о подделке марки. Пришлось ли-
квидировать поставленное на широкую ногу производство.

Второе рождение от русского князя
Громадные винные склады близ Берси. Лучшие эксперты-дегустаторы мира оценивают качество представленных на конкурс вин. Причем дегустация проводится «в закрытую»: образцы имеют только номер - ни страна-поставщик , ни конкретный изготовитель вина пока никому не известны. Когда эксперты закончили работу, в ресторане, расположенном внутри Эйфелевой башни, был устроен обед. Почетные гости наполнили бокалы шампанским, только
что удостоенным самой почетной премии - Гран-при.
На обеде званом,
Что идет в Париже,
Говорит с апломбом
Мудрый винодел:
«Не в долинах Рейна,
Не в горах Испании,
И нигде, поверьте,
Думать мне смешно,
Только на просторах
Ласковой Шампании
Зародилось это
Светлое вино»
Поднялся спокойно
И сказал Голицын:
«Мне отрадно слышать
Речи знатока.
Русским виноделам
Будет чем гордиться».
Лестная оценка
Мастера видна.


Все поздравляли председателя комитета экспертов вин графа Шандона. Поблагодарив присутствующих,Шандон провозгласил тост за непревзойденное мастерство французских виноделов.
И тут слово взял представитель России князь Лев Голицын: «Я очень вам благодарен, граф, за рекламу моего шампанского, которое вы сейчас пьете». Оказалось, в бокалах – шампанское «Коронационное» тиража 1899 года, изготовленное в крымском имении князя Новый Свет...


Проходили годы, и вдруг величайший русский винодел принял решение передать имение Новый Свет в ведение Уделов. Граф П. С. Шереметев вспоминал: «Расскажу, как дарил он свой Новый Свет. При свидании с государем он сказал: "Ваше Величество, У меня к Вам большая просьба,не смею ее передать".
Государь сказал, пусть говорит."Ваше Императорское Величество, я не могу, у меня нет сил". - "Да говорите же, прошу Вас". - "Ваше Величество, у меня две дочери... но о них я не прошу. Ваше Величество, у меня есть сын... незаконный. Ваше Величество! Усыновите его". Можно себе представить удивление царя, Голицыну же и нужно оно. Он немного подождал и продолжил: "Этот сын - Новый Свет!"» В декабре 1911 года Голицын обратился к Николаю II с официальным письмом, в котором просил императора принять в дар большой земельный участок, винные подвалы Нового Света, уникальную энотеку, хрустальную посуду с вензелями русских императриц XVIII века,люстру времен Анны Иоановны, старинные статуи и коллекцию монет.
Взамен от «Главы Государства, Верховного Покровителя всех отраслей русского сельского хозяйства и промысла» требовалось одно - создать в Новом Свете «академию русского виноделия». Ведь, «чтобы получить хорошее вино, главное – нужно создать людей. Сколько будет стоить человек, столько будет стоить и вино».
Прибыв в Крым весной 1912 года, царская семья нанесла визит Голицыну. Николай II заверил дарителя в том, что по истечении двух лет намерен исполнить его просьбу. В имении предполагалось построить дворец для царской семьи и свитский дом,где «в случаях отсутствия в Крыму Высочайшего Двора, могли бы проживать ученые и специалисты практики, съезжавшиеся сюда для обучения и обсуждения проблемы виноделия». К великому сожалению, планам этим не суждено было сбыться, но по сей день живет и крепнет слава шампанского, рожденного в Новом Свете.